ENG
         

Священник Андрей Лоргус

Священник Андрей ЛОРГУС - родился в 1956 году. Окончил факультет психологии МГУ в 1982 году. и Московскую духовную семинарию в 1992 году.. Автор книг: «Книга о Церкви» (1997, 1998, 2000, 2004), «Православная антропология» (2003) и нескольких статей по христианской психологии и антропологии. Рукоположен в 1993 году. Служит в Высоко-Петровском монастыре и в Психоневрологическом интернате № 30 (Москва). Ректор Института христианской психологиии. Живет в Москве.

Публикации
  1. + На приеме у пастыря. Противостояние богословия и психологии осталось в далеком прошлом
  2. +«Любовь соединяет в личности земное и небесное». Интервью Вестнику Украинской Православной Церкви 2007[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=article&action=fullinfo&id=15016
  3. +Война - это торжество ненависти[недоступно]

    // "Континент" 2004, №122

    В настояще время публикация недоступна.
    http://magazines.russ.ru/continent/2004/122/lor12.html
  4. + Методика личностной идентификации "матрешка"

    Методика личностной идентификации "матрешка" описана в книге Дэвида Киппера "Клинические ролевые игры и психодрама" (М., Изд-во "Класс", 1993). Видимо это первое печатное упоминание этой методики в русскоязычной психотерапевтической литературе. Каким образом Д. Киппер познакомился с этой игрушкой, и как Матрешка стала использоваться в психотерапевтической методике пока неизвестно. "Матрешка" принадлежит к техникам ролевых игр. Эта техника, использующая "предмет-посредник, позволяет избежать дискомфорта, возникающего при вторжении чужого человека" (с.190) на свою территорию

    http://fapsyrou.ru/world_projects/stati_world_conference/a.lorgus_v._semenov._1614/
  5. + Опыт методологического анализа психологических категорий: психика и личность

    В результате дискуссий, проходивших на протяжении последних лет среди православных психологов, возникло много проблем. Одна из самых ярких проблем возникла в результате обсуждения богословского понимания личности. Вывод заключался в том, что психологи не могут богословское понимание личности использовать, применить, переместить в пространство психологических обсуждений. Понятие личности в богословии и в психологии — разные понятия. И мы должны, переходя из одной дисциплины в другую, сознавать это и объяснять, как мы понимаем личность в богословии. Кроме того, основная категория психологии «психика» с точки зрения христианства вызывает массу критики, непонимания и проблем, так как «психика» — понятие значительно более узкое, чем та жизнь, которую мы обнаруживаем в себе («душевная» жизнь или жизнь личности). Оказалось, что в психологии, особенно в классической ее части, вообще можно не ссылаться на живую человеческую личность. Психология может работать с психологическими функциями, даже не оглядываясь на то, что человек есть живая личность. И это будет вполне научно, а результаты будут вполне достоверны.

    // РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ 1 февраля 2006г.

    http://fapsyrou.ru/sience/stati_conference/opyt_metodologicheskogo_analiza_616/
  6. +Ответ оппонентам (к дискуссии "Психология - с религией или без нее")[недоступно]

    Каковы критерии признания того или иного научного направления научным или нет? Существуют ли у кого-то права на вынесение сциентистского приговора? Реальность такова, что христианская психология существует. Кому-то это покажется преждевременным, однако де-факто христианская психология стала территорией, на которой работает множество специалистов, и не признавать это - "дело Кесаря".

    // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, № 4. С. 18-19

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/25/1210801725/18-19.pdf
  7. +Православная антропология[недоступно]

    Настоящая рукопись является расширенным конспектом лекций, которые читается автором с 1996 года в Православном университете студентам III-V курсов философско-богословского и библейско-патрологического факультетов, а также факультета психологии.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://azbyka.ru/hristianstvo/chelovek/lorgus_pravoslavnaya_antropologiya_01-all.shtml
    http://lib.pravmir.ru/library/readbook/307
    http://www.fapsyrou.ru/library/anthropology/pravoslavnaya_antropologiya_214/
  8. + Призвание христианского психолога

    Понятие личности человека раскрыто в православии некоторых отцов Церкви: Василия Великого, Григория Нисского, Иринея лионского, Августина, Златоуста, Паламы, Григория Богослова, Симеона Нового Богослова, Лосского, владыки Антония, но этих голосов, как оказывается, недостаточно. Очень у многих людей складывается впечатление, что православие мыслит совершенно иначе. Многие думают, что православие презрительно относится к человеку, считая его рабом и животным, хотя и словесным. Многие люди убеждены, что исповедают православную религию, считая человека ничтожным по своей природе, называя «червем», неспособным ничего совершить без Божественной силы. Они представляют человека беспомощным, уродливым и потенциально испорченным после грехопадения. Не способным ни на одно благое дело без Божией благодати. А если говорить о психологии, то в нашей науке положение еще хуже. После «революции» Фрейда, человек представлялся животным, главной жизненной силой которого является сексуальность. С точки зрения неопозитивистской психологии человек — это совокупность высших психических функций. Поэтому для психологии жизненно важен христианский взгляд на человека, а для богословия психологические знания. Вот это пересечение и есть поле моей деятельности.

    http://fapsyrou.ru/publications/lorgus/prizvanie_hristianskogo_psihologa_66/
  9. +Причины недоверия. Беседа со свящ. Андреем Лоргусом[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://seminar.msdm.ru/Texts/Seminar/o%20A%20Lorgus.zip
  10. + Проблема понимания души в психологии

    О понятии «личность» должен заметить, что сейчас трудно себе представить, как оно развивается в наше время. Оно развивалось и развивается очень бурно. Кто только не занимается этой категорией: и богословы, и антропологи, и философы, и психологи, и даже нейрофизиологи, ну и, наверное, еще многие смежные специальности. Поэтому естественно, что и здесь могут быть представлены совершенно разные точки зрения, как они и в литературе представлены, в современной дискуссии всех богословских и светских наук. Собственно говоря, то, чем мы занимались в большей степени посвящено этому. Однако, когда сравниваешь богословские усилия по освоению этой категории современной антропологией и психологией, то, равно, как и в психологии научной, возникает ощущение, что акценты наших интересов смещаются к проблемам формирования личности человека. Большее внимание уделяется механизмам формирования, патологии личности.

    http://fapsyrou.ru/publications/lorgus/problema_ponimaniya_dushi_874/
  11. +Протоиерей-психолог Андрей Лоргус: миф помогает людям выжить (Интервью РИА "Новости")[недоступно]

    Ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус рассказал в интервью РИА Новости, что такое миф и какова его роль в нашей жизни, особенно в условиях информационной войны, когда все ее участники обвиняют противоположную сторону в создании ложной, мифологической картины происходящего. Беседовала Марина Борисова.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://ria.ru/religion/20140624/1013257822.html
  12. + Психологическая практика и пастырское служение: сравнительный психологический анализ

    Психология и церковь, наука и религия, священник и психолог - тема сопоставления этих понятий возникает постоянно в самом разном контексте. Один из номеров журнала "Нескучный сад" был посвящен этой проблеме. Ее актуальность не исчезла: несмотря на то, что отошло в прошлое противостояние психологии и церкви, священнослужители и богословы по-прежнему относятся к психологии отрицательно. Я и мои коллеги, как психологи, так и священнослужители, неоднократно обсуждали проблему положения человека входящего в Церковь: новоначального, только начинающего свой покаянный путь, с одной стороны, в сравнении, с человеком, который начинает длительную психотерапию, становится клиентом, настраиваясь на длительную работу. Что общего у того и другого? Сравнимы ли деятельность практического психолога и пастыря? Подменяется ли работа психолога, служением священника, например.

    // 13-е заседание Методологического семинара по христианской психологии.

    http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/lorgus-a.-svyasch.-psihologicheskaya-praktika-i-pastyirskoe-sluzhenie.html
  13. +Психология - с религией или без нее?[недоступно]

    // // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М.: 2007, т. 4, № 2, с. 58-64

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.xpa-spb.ru/libr/Lorgus/psihologiya-s-religiej.pdf
  14. + Психология страсти

    Слово «страсть» звучит в нашей речи так часто потому, что имеет слишком много значений. Рассмотрим некоторые особенности его употребления. Широта использования этого понятия в разговорной речи, в быту затрудняет его применение в научной лексике, где оно наполнено несколько иным содержанием. В бытовом, или обыденном понимании «страсть» — это сильное переживание, сопровождаемое обычно яркими эмоциональными проявлениями и бурными действиями. Кроме того, в обыденном сознании страсть как состояние человека имеет положительную окраску: часто страстью называют любовь, говорят о страсти к победе, о спортивных страстях. Но «страсть» в христианской антропологии и аскетике имеет совершенно противоположный нравственный смысл, которым мы и будем руководствоваться. В христианском понимании слово «страсть» имеет несколько значений.

    http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/lorgus-a.-svyasch.-psihologiya-strasti.html
  15. + Рецензия на книгу "Христианство и психологические проблемы человека"

    Недоуменный вопрос, который часто задают христианским психологам - зачем христианину нужна психология? Этот вопрос, возможно, первым встанет перед читателем, а прежде и перед возможным покупателем книги доктора психиатрии, профессора пастырской психологии Владеты Еротича. Это вопрос отражает недоумение и непонимание места и значения психологии вообще, и христианской психологии в частности, в церковной жизни, в духовной жизни христианина, где, казалось бы, все уже устоялось и все известно. Вносит ли психология нечто новое в православную традицию? Есть ей место, или она может претендовать на чужое место, например, место духовного руководства? Не повредит ли психология строй и ритм православной духовной практики? Не нарушит ли аскетического образа мысли и делания православного христианина?

    http://www.fapsyrou.ru/publications/lorgus/hristianstvo_i_psihologicheskie_707/
  16. +Свобода[недоступно]

    "Познайте истину, и истина сделает Вас свободными". Такая заповедь устремляет человека к познанию, как способу освобождения, освобождения от греха, страстей, болезней и страданий, от смерти. Но может ли познание принести человеку свободу? Как истина из гносеологического уровня бытия может прорваться в экзистенциальный и преобразить бытие человека? Значит ли это, что бытие может быть определено сознательными формами знания? Или познание истины есть интуитивный опыт?

    В настояще время публикация недоступна.
    http://lorgus.net/antropologiya/svoboda/
  17. + Свобода как пастырская задача.

    «Познайте истину, и истина сделает Вас свободными». Такая заповедь устремляет человека к познанию, как способу освобождения, освобождения от греха, страстей, болезней и страданий, от смерти. Но может ли познание принести человеку свободу? Как истина из гносеологического уровня бытия может прорваться в экзистенциальный и преобразить бытие человека? Значит ли это, что бытие может быть определено сознательными формами знания? Или познание истины есть интуитивный опыт? Все эти вопросы, по нашему представлению, остаются без ответа вне религиозного сознания.

    http://www.fapsyrou.ru/publications/lorgus/svoboda_kak_pastyrskaya_1004/
  18. +Смертная казнь: за и против. Богословские и церковно-практические аргументы.[недоступно]

    Российское общество в целом мало обеспокоено проблемой смертной казни. Причины этого выходят за рамки нашего рассмотрения, ибо нас интересует сегодня иной вопрос. Является ли смертная казнь с христианской точки зрения преступлением, или она оправдана? Должен ли христианин выступать против смертной казни, с Евангельской позиции? Говорит ли Библия в целом, и Новый Завет в частности, против смертной казни или допускает её? Должна ли Церковь исходя из Новозаветного понимания христианской нравственности и человечности выступать против смертной казни? Эти вопросы являются сутью ведущейся уже почти двести лет в русском обществе полемики.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.psmb.ru/aktualnye-temy/nuzhna-li-nam-otmena-smertnoi-kazni/statja/smertnaja-kazn-za-i-protiv-bogoslovskie-i-cerkovno-pr/
  19. +Страсть[недоступно]

    Страсти - это автономные психические комплексы, включающие в себя ментальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и предметные структуры, способные доминировать в душе, определяя поведение человека и влияя на различные стороны душевной жизни, психическую структуру поведения человека. Страсть разрушительна, потому что она замещает собою произвольное и свободное поведение человека.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://lorgus.net/antropologiya/strast/
  20. + Типичные ошибки в психологическом консультировании

    Оказывая психологическую помощь, необходимо учитывать всю сложность поставленной задачи и не допускать основных ошибок, которые, к сожалению, часто встречаются. Конечно, невозможно описать все ситуации, с которыми сталкиваешься на практике, но мы приводим некоторые из наиболее часто встречающихся. • Осуждение. Господь прямо говорит об осуждении другого: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; ( Лк 6, 37), (то же и Мф 7,1). Сам Господь простил грешницу, которая, по-видимому, жила до встречи со Христом, как мы сейчас сказали бы, в "группе риска". Он сказал ей: Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. (От Иоанна 8, 11). Каждый человек сам несет ответственность за свою жизнь и, порой, ошибки, которые мы совершаем, могут иметь тяжелые последствия. Ответственность за ошибки и их последствия с человека не снимается, и снята быть не может. Это подчас вызывает тяжёлое чувство вины. Но виновность эта вытекает из им самим сознаваемой ответственности, а не из обличения другого. Задача психолога - помочь эту ответственность пронести сквозь страдания. Не усугубить её, не обесценить её, а уважать и признавать её без осуждения.

    http://www.fapsyrou.ru/publications/krasnikova/tipichnye_oshibki_v_75/
    http://fapsyrou.ru/publications/krasnikova/tipichnye_oshibki_v_75
  21. + Христианская психология - только для христиан?

    Так действительно думают многие, как ученые, так и обычные люди. А ведь это миф. Один из мифов нашего времени. Времени, когда за наукой утвердилось твердое агностическое отношение. Для огромного большинства людей - наука и вера несовместимы. Некоторые говорят - наука и религия несовместимы. Таков миф. Но мы, христианские психологи, ученые и христиане, убеждены, что это совсем не так. Но наш вопрос стоит не так. Может ли современная христианская психология быть интересной и полезной людям, ученым и пациентам, которые не разделяют христианских убеждений, сколько бы их не было на Земле. Есть ли в христианской психологии такие теории, такое учение о человеке, которые приносили бы людям самые возвышенные и достоверные знания? Можно вопрос поставит иначе: Есть ли в христианской психологии нечто такое, чего нет в других школах психологии?

    // Журнал EMCAPP № 1 2012 год

    http://fapsyrou.ru/world_projects/stati_world_conference/hristianskaya_psihologiya_-_1054/
  22. + Христианская психология в пространстве гуманитарной парадигмы

    Человека можно понять и познать как с помощью религии, так и с помощью науки. Совместимы ли наука и религия, психология и христианство? Может, как раз на пересечении классической психологии с древнехристианским опытом и богословским гнозисом возможно наиболее полно понять, объяснить, описать и научить человека? В результате такого пересечения и возникла христианская психология - новый для классической психологии взгляд на человека. Новый - для отечественной психологии, но не для 2000-летней христианской культуры. Пристальное внимание мыслящей Евразии к человеку, появление гуманизма, персонализма, да и самой психологии как науки о душе возникло в недрах христианского сознания. Само христианство такую задачу не ставило - это был, скорее, спонтанный процесс, навеянный духом Евангелия, чем доктринальное устремление. Верно также и то, что христианство не сразу разглядело в себе этот потенциал христианского гуманизма. Богословие слишком долго было занято собственно теологией, учением о Боге. Антропология, а тем более психология, только в XX веке становится актуальной богословской дисциплиной.

    http://fapsyrou.ru/world_projects/stati_world_conference/a.v._hristianskaya_psihologiya_1659/
  23. + Христианская психология — интервью с Андреем Лоргусом

    Христианство иначе видит человека, чем светская психология. Разница вот в чем. Во-первых, для светской науки, человек номинальный, какой он есть сейчас, в исторической перспективе, в современном био-социальном облике — и есть реальность. Он — тот, кем является сегодня, со всеми его сложностями, изъянами, проблемами и оторванностью от Бога. Для христианства человек современный только одна перспектива. Но он также и тот, каким был задуман. А задуман и создан он был другим — целостным, близким к Богу. То, что мы видим сегодня — следствие поражения человека грехом. Но даже сквозь эту человеческую падшую природу христианство видит в нем подлинность. Первозданный человек, Адам и Ева — иная перспектива человека. Но есть еще и человек будущего — тот, кем он станет после воскресения. И это третья, предельная перспектива. Во-вторых, человек — есть образ и подобие Божие. Отсюда его власть, свобода, творчество, его любовь. Иными словами, христианство представляет человека потенциально целостным существом, переживающим страдания от своей раздробленности и нецелостности. Человек страдает от потери смысла жизни, от утраты веры в себя и в мир, веры в нечто высшее. Но может все это приобрести, стать другим

    http://www.psychologos.ru/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_-_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8E_%D1%81_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%
    http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=737
  24. + Христианство и психологические проблемы человека

    Недоуменный вопрос, который часто задают христианским психологам - зачем христианину нужна психология? Этот вопрос, возможно, первым встанет перед читателем, а прежде и перед возможным покупателем книги доктора психиатрии, профессора пастырской психологии Владеты Еротича. Это вопрос отражает недоумение и непонимание места и значения психологии вообще, и христианской психологии в частности, в церковной жизни, в духовной жизни христианина, где, казалось бы, все уже устоялось и все известно.

    http://fapsyrou.ru/publications/lorgus/hristianstvo_i_psihologicheskie_707/
См.также
  1. Факультет психологии Российского Православного Университета Святого Апостола Иоанна Богослова